Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Право, как социальное явление вызывает определенное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность закона) или отрицательным (человек считает закон бесполезным и ненужным). Понятно также, что процесс исполнения закона — это, как правило, сознательная, волевая деятельность людей.
Но необходимо обратить внимание на то, что очень часто энергия субъектов права против своей воли наталкивается на непреодолимое препятствие, которое в той или иной форме широко распространено в нашем обществе. Это правовое незнание, не позволяющее гражданам в полной мере использовать возможности, предусмотренные законом, и неспособность, а иногда и нежелание отстаивать свои права и, что еще хуже, нежелание учитывать права и законные интересы других лиц; многочисленные факты злоупотребления правом не только должностными лицами, но и гражданами и их объединениями. А также юридическая необязательность должностных лиц, циничное нарушение закона экстремистами, ведущее к человеческим жертвам, законных интересов людей и массовое нарушение прав, дестабилизация общества и многое другое, что так или иначе прикрывается по содержанию правового нигилизма.
Широко распространенный правовой нигилизм является серьезным препятствием для создания верховенства закона, он обесточивает реальную силу закона, его активную роль в обществе. Таким образом, отвергая идею верховенства закона, он тем самым отрицает саму возможность существования верховенства закона.
Таким образом, без преодоления правового нигилизма задача создания правового государства практически невозможна. Таким образом, для преодоления правового нигилизма необходимо выявить его основы, обратить серьезное внимание на уроки нашей истории, начиная с зарождения правового нигилизма, и выяснить, почему это явление так широко распространено и по сей день его распространение никем и ничем не остановлено. Этот вопрос был актуален во все времена, но сейчас его острота достигла предела - с развитием рыночных отношений в России и обновлением правовой системы правовой нигилизм процветает как никогда.
Объектом данной работы является правовой нигилизм и идеализм.
Предметом исследования являются различные формы правового нигилизма и идеализма, их источники, проблема распространения правового нигилизма в Российской Федерации, а также методы борьбы с ним.
Целью данной работы является изучение правового нигилизма и идеализма как социального явления и способов преодоления правового нигилизма.
Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Дайте основные понятия по проблеме правового нигилизма.
2. Раскройте его форму и изучите источники.
3. Рассмотрите способы борьбы с правовым нигилизмом.
В данной статье проблема рассматривается с нескольких точек зрения. Во-первых, давайте рассмотрим, что такое нигилизм в целом и правовой нигилизм в частности, как он интерпретировался в разное время, на разных этапах национальной истории государства и права, как он соотносится с такой центральной концепцией теории права, как правовое сознание.
Затем будет затронута историческая сторона проблемы - возникновение и развитие правового нигилизма и идеализма. После этого следует рассмотреть основные источники и формы правового нигилизма и идеализма. И в заключение будет рассмотрена проблема распространения правового нигилизма в России и предложены методы предотвращения этого явления. В процессе написания работы использовались различные источники - как общетеоретические труды по юриспруденции, так и специальная литература в этой области. Авторы использовали произведения известных российских и зарубежных деятелей политической и правовой мысли и литературы.
Глава 1. Понятие и источники правового нигилизма и идеализма
1.1. Понятие и формы правового нигилизма
Нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничто) - отрицание культурных и исторических ценностей, моральных норм и устоев общества. Наиболее распространен нигилизм в центральных произведениях известных русских писателей. На склоне лет Л. Н. Толстой в «Письме студенту о праве» высказался очень кратко, назвав право «гнусным обманом». Закон и совесть - альтернативные и даже полярные понятия для писателя. Писатель сказал, что нужно жить не по закону, а, по совести. Что достаточно близко по смыслу к утверждению «Замена честности законностью - антипрогрессивное явление».
Правовой нигилизм — это направление социальной и правовой жизни, которое отрицает социальную ценность права и считает его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.
Рассматривая концепцию правового нигилизма, необходимо обратиться к истории самого права. Даже на Древнем Востоке и в древних государствах (Греции и Риме) фундаментальными проблемами общества были проблемы права и государства. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался процессом социальной дифференциации населения и обострением борьбы между разными слоями общества, в этих условиях придавалось большое значение. к законам, регулирующим общественную жизнь.
Чтобы определить природу правового нигилизма, необходимо понимать понятие «правовое сознание». Правовое сознание — это совокупность взглядов, идей, которые выражают отношение людей, классов к закону, социальных групп, законности, справедливости, их представления о том, что законно, а что незаконно. Концентрированным выражением правового сознания как формы общественного сознания является правовая идеология - система правовых взглядов, основанная на определенных социальных и научных позициях.
Правосознание - основа и органическая составляющая правовой жизни общества, организованной в государстве. Это отражение закона в сознании общества, социальной группы, личности. Наконец, действие закона, его применение и соблюдение зависит от уровня правовой грамотности. Говоря о правосознании, мы обычно говорим о правовой идеологии и правовой психологии.
Правовой нигилизм можно определить как состояние общественного сознания, характеризующееся:
1. правовая некомпетентность;
2. отрицательная оценка закона;
3. распространенность стереотипов противоправного и противоправного поведения.
Правовой нигилизм, по сути, есть правовое отчуждение, есть отрицание закона, общество стремится обойтись без него.
В европейской правовой традиции наиболее широко различают два типа понимания права: правовой позитивизм и школа естественного права. Сторонники первого направления рассматривают право, как систему реальных правил поведения человека или обязательный порядок общественных отношений.
Способы, формы создания, действия и обеспечения правопорядка могут быть разными. Таким образом, в легистском позитивизме право сводится к набору норм, содержащихся в законах и других нормативных актах, исходящих от государства и защищенных от нарушения его органами. Социологический позитивизм отождествляет право с реально сложившимися общественными отношениями, поскольку не все законодательные предписания воплощаются в реальный правовой порядок. Сторонники психологической теории ищут закон в мире психики человека и определяют его как императивно-атрибутивные переживания людей. Таким образом, правоохранительная деятельность признается производной либо от государства, либо от общества, либо от личности, но в любом случае остается ее единственной отличительной чертой. Позитивизм неизменно отклоняется от содержательного и ценностного обоснования существующего правопорядка, считая такую задачу ненаучной.
Школа естественного права, в отличие от позитивизма, стремится обеспечить материальное обоснование порядка, установленного законом, то есть найти какой-то сверх положительный закон, который действует по отношению к позитивному праву как критерий его правового (или неправовая) оценка и обоснование. В целом порядок должен быть «хорошим» и «честным». Согласно И. Канту, право — это «совокупность условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного человека с произволом (свободой) другого с точки зрения всеобщего закона свободы».
Предпринятый экскурс в теорию правового мышления был необходим для обоснования существования как минимум трех «правовых нигилизмов»: лаконического, социологического и собственно юридического.
1.2. Источники и причины правового нигилизма
Где истоки правового нигилизма? Их очень много: и несовершенство самих законов, и «почти легальная» деятельность правоохранительных органов, и фактическое противоправное поведение самих граждан.
Одна из главных причин правового нигилизма кроется, по сути, в самих законах - в их несовершенстве и непоследовательности.
На самом деле состояние действующего законодательства оставляет желать лучшего - законы переполнены так называемыми «мертвыми нормами», то есть положениями, которые в реальности не работают из-за плохо разработанных механизмов их реализации. Несовершенство законодательства наиболее ярко проявляется в сфере гражданского и арбитражного судопроизводства.
Например, противоречие в законах на федеральном уровне. Федеральные конституционные и просто федеральные законы имеют, как
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бабаева В.К. Теория государства и права: Учебник // В.К. Бабаева— М.: Юристъ, 2005, 592 с.
2. Бархатова Е.Ю. комментарий к Конституции Российской Федерации // Е.Ю. Бархатова – М.: Проспект, 2010, 256 с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов // А.Б. Венгеров - М.: Юриспруденция, 2000
4. Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права // А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев - М.: Экзамен, 2005, 803 – 824 с.
5. Григорьева И.В. Теория государства и права // И.В. Григорьева – М.: 2009, 304 с.
6. Гулина О.Р. Исторические корни и особенности правового нигилизма в современной России // О.Р. Гулина – Уфа: 2002
7. Иванников И.А. Толковый словарь по теории права // И.А. Иванников - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 128с.
8. Исмагилов Р.Р. Правовой нигилизм: мировоззренческие основания и пути преодоления: мировоззренческие основания и пути преодоления // Р.Р. Исмагилов – Уфа: 2006, 174с.
9. Колодкина Л.В. Административно - правовые проблемы предупреждения коррупции и организованной преступности // Л.В. Колодкина, Н.В. Тогонидзе – М.: 2002, 104с.
10. Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006, 64с.
11. Корельский В.М. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов // В.М. Корельский, В.Д. Перевалов - М.: НОРМА-ИНФА М, 2001
12. Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник // В.В. Лазарев - М.: Юристъ, 2001
13. Лазарев В.В. Общая теория права и государства // В.В. Лазарев - М.: Юрист, 2003
14. Малахов В.П. Теория государства и права // В.П. Малахов, В.Н. Казаков— М.: Академический проект, 2002, 576с.
15. Манойло А.В. Технологии не силового разрешения современных конфликтов // А.В. Манойло - М.: 2008
16. Марченко М.Н. Теория государства и права // М.Н. Марченко - М.: Юриспруденция, 2003, 211с.
17. Матузов Н. И. Теория государства и права // Н.И. Матузов, А.В. Малько - М.: Юристъ, 2004
18. Матузов Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики// Н.И. Матузов -М.: 2000
19. Матузов Н.И. Теория государства и права // Н.И. Матузов – М.: Юристъ, 2002
20. Мицкевич А.В. Соотношение системы права и системы законодательства // А.В. Мицкевич - М.: 2002
21. Попов В.В Некоторые формы проявления правового нигилизма и пути его преодоления // В.В. Попов - М.: Юрист, 2002, 157с.
22. Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // В.Г. Сафонов -М.: 2004, 65-69с.
23. Спиридонов Л.И. Теория государства и права // Л.И. Спиридонов - М.: 2004
24. Тихонравов Ю.И. Основы философии права // Ю.И. Тихонравов – М.: 2002
25. Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // И.А. Шаповалов -М.: 2005, 84 – 90с.
26. Шевчук Д.А. Теория государства и права: конспект лекций // Д.А. Шевчук – М.: Эксмо, 2009, 299с.